Поиск ↓
 
Последние темы
» Логопед, порекомендуйте специалиста :)
автор ФФ Пн 3 Янв 2022 - 22:34

» Витамины для беременных с iherb
автор Alesya Вс 3 Окт 2021 - 21:49

» Выбираем матрас!!!
автор Filina Ср 23 Июн 2021 - 14:38

» Посоветуйте агентство по недвижимости!
автор гианея78нов Пн 7 Июн 2021 - 16:15

» Нужен гастроэнтеролог!
автор Metida Пт 23 Апр 2021 - 0:22

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 8, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 8

Нет

Больше всего посетителей (317) здесь было Вт 28 Дек 2010 - 13:21




Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

+2
ульяна
Настена
Участников: 6

Страница 3 из 3 Предыдущий  1, 2, 3

Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ????? Вт 26 Май 2009 - 13:00

Первое сообщение в теме :

Подскажите, какие игры из тех, что перечислены в статьях можно использовать для того, чтобы ребенок научился складывать слова в предложения? слов по отдельности знаем много, а вот чтобы говорить фразами и предложениями - НИКАК! Такая тарабарщина получается: например произносит за один раз слова (причем подряд) - мама, папа, баба, дай. И вот в таком духе остальные слова, которые знает.
Возраст ребенка 1. 8 мес ровно!
avatar
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз


Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор Ксюня Чт 19 Ноя 2009 - 0:12

Ален, неужели настолько резко прорвало? А до этого он хотя бы пытался что-то повторять? Мой деже не пытается, смотрит в глаза и все, а я ему... как попугай
Ксюня
Ксюня
Активничаю

Черемушки
Сообщений : 115
Настоящее имя : Оксана
Детки: : Сыночек 09.03.08

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ????? Чт 19 Ноя 2009 - 9:32

нет-младший и раньше говорил,но большую часть слов было непонятно.а потом с каждым днём новые слова,чётче звуки,постоянное обьяснение непутёвой матери картинок в книжке..и постоянное-"что это?" cel
avatar
?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор Toma Чт 19 Ноя 2009 - 11:46

Moonlike пишет:У нас по сравнению с годом в два года прогресса почти не было в речи - сплошная тарабарщина, зато Кита заинтересовала говорящая азбука - он мог просиживать над нею не меньше часа. А сейчас прогресс просто летит - слова, простенькие предложения, а от букв и цифр уже все спасаются бегством. К трем годам среднестатистических мы точно догоним. Я это к тому, что не может быть, чтобы проблема только в речи выражалась.
Тома,
идемте к нам, в подфорум Особые дети, будем общаться и делиться опытом.
Обязательно, вот только разберусь как в этот подфорум попасть. :)
avatar
Toma
новичок

Степной
Сообщений : 5
Возраст : 48
Настоящее имя : Тамара
Детки: : сын 22.10.2003

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор Toma Чт 19 Ноя 2009 - 12:01

Ксюня пишет:Ой, что-то я прочитала эту тему и вся переполошилась, особенно после сообщения Татьяны Toma) Моему сыну сейчас 1.8, не говорит даже мама. Единственное его слово - вонь (вон) и папа иногда. Мама как-то было, но перестал, очень редко проскальзывает. У меня тоже была позиция Алены, всему свое время. У меня сестра до 3 лет молчала, пока в сад не пошла, зато сейчас, попробуй перебей ее, слова не вставишь, и никто с ней ничего не делал. Но сейчас я призадумалась....
Я вот в инете нашла такую информацию :study: , что у мальчиков речевые зоны в мозге только в с одной стороны (в левом полушарии), а у девочек с двух сторон. Поэтому если у девочки и были какие то проблемы в родах (нехватка кислорода, родовая травма и т.д.) то скорее всего у нее речь попозже начнет развиваться, но лучше чем если бы на ее месте оказался мальчик. Потому, что у мальчиков нет "запасных" речевых зон. И у мальчиков чаще бывают проблемы с речью.
Стихи мне кажется в 2 года совсем необязательно ребенок должен знать. Но уж слов 20 хотябы простых точно должно быть.
(хотя по норма положено до 50 и фразы).
Ксюня, у вас еще 4 месяца есть подождать. Но если в 2 слова так не появяться мне кажется стоит ребенка специалистам показать. Уж лучше вовремя полечить и позаниматься с логопедом, чем потом потом трястись на медикопедагогической комиссии, чтобы в коррекционный класс не отправили. :pale:
Успехов! ☀
avatar
Toma
новичок

Степной
Сообщений : 5
Возраст : 48
Настоящее имя : Тамара
Детки: : сын 22.10.2003

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор Ксюня Чт 19 Ноя 2009 - 14:01

Спасибо Toma, проблемы в родах действительно были (почти сутки без воды он там был). Нам так и сказали, ждем до 2-х - потом к логопеду. А вы во сколько лечиться начали, я смотрю вашему сейчас 6 уже? Он догнал своих сверстников?
Ксюня
Ксюня
Активничаю

Черемушки
Сообщений : 115
Настоящее имя : Оксана
Детки: : Сыночек 09.03.08

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Наши успехи и старания.

Сообщение автор Toma Пт 20 Ноя 2009 - 16:40

Ксюня пишет:Спасибо Toma, проблемы в родах действительно были (почти сутки без воды он там был). Нам так и сказали, ждем до 2-х - потом к логопеду. А вы во сколько лечиться начали, я смотрю вашему сейчас 6 уже? Он догнал своих сверстников?
Это наш "Больной вопрос" 😕 , сей час еще есть проблемы с речью, например путает род или падеж, иногда слово не может нужное подобрать и смущается этого. Звуки нам логопед уже все поставил.
Слава богу лечиться активно начали хотябы к 4 годам, если бы еще подождали, то вообще не знаю, как бы мы сейчас общались - наверное до сих пор БИ-БИ бы говорили. В школу придется с 8 лет идти. Скоро пойдем на 3 курс лечения по точкам. Нам уже со второго курса точки для памяти и запоминания букв добавили. Интересный такой эффект. Он алфавит уже выучил и даже читать начал по слогам :study: , с помощью конечно. А речь до сих пор прихрамывает, хотя и набирается. Может речевые зоны больше пострадали? или просто поздно лечить начали? beee
Что бы сверстников догнать нам еще пару курсов наверное надо пройти и с логопедом с год еще позаниматься.
В следующем году хотим на подготовку к школе пойти. pishu Сей час рановато.
avatar
Toma
новичок

Степной
Сообщений : 5
Возраст : 48
Настоящее имя : Тамара
Детки: : сын 22.10.2003

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ульяна Сб 20 Мар 2010 - 20:53

Я приветсвую всех, кого интересует вопрос развития связной речи у детей!
Очень важный вопрос был поднят Вами. Действительно комплексная программа коррекции и лечения дает наиболее устойчивые и видимые результаты. К сожалению к этому зачастую родители приходят спустя продолжительное время, ожидая "маны небесной" в опросе появления речи. Ничего из ниоткуда не появится. Очень важная задача родителей, как мне кажется, это планомерная работа по развития речи ребенка на каждом возрастном этапе.
я постараюсь в крацее рассказать, что и когда нужно делать
ульяна
ульяна
Осваиваюсь

Оренбург, степной
Настроение : постоянный позитивчик
Сообщений : 85
Возраст : 42
Настоящее имя : Юлиана
Детки: : Илюшка 03.11.2005
Кирюшка 23.01.2009

http://center-bambino.ucoz.org

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ульяна Сб 20 Мар 2010 - 21:01

Вашему ребенку от 0 до 1 года.
- работаем над пониманием речи и закреплением отдельных слов:
для этого можно использовать и игрушки, и книжки, но гораздо продуктивнее все что видит ребенок дома и с чем он сталкивается на улице. Например, рассматривая предмет повторяйте малышу, как он называется "смотри, это лампочка" выключая и включая свет, говорите "ой, не горит лампочка" ("смотри, горит лампочка") после чего спросите " Кира, где лампочка?" и повторите все манипуляции сначала. и так до тех пор показ ребенок не будет поворачивать голову на тот предмет о котором вы ему говорите и спрашиваете. конечно, это не за один раз, повторений этой игры может десятки раз. И исходя из моего материнского возраста эта игра завлекает ребенка в 1,5 года, когда ребенок сам по просьбе взрослого включает и выключает лампочку. примерно так же можно говорит и о животных, посуде, одежде. только Вы сами можете выбрать интересные для ребенка игры, попробовать как можно больше.
ульяна
ульяна
Осваиваюсь

Оренбург, степной
Настроение : постоянный позитивчик
Сообщений : 85
Возраст : 42
Настоящее имя : Юлиана
Детки: : Илюшка 03.11.2005
Кирюшка 23.01.2009

http://center-bambino.ucoz.org

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ульяна Сб 20 Мар 2010 - 21:11

С 1 года начинается довольно не простой для ребенка период, когда весь накопленный словарный запас переходит в ранг активного говорения. Не нужно забывать, что ребенок не обладает еще виртуозными навыками артикулирования, они придут с практикой. Основная задача для родителей в этот период повысить желание ребенка говорить с вами. для этого задавайте как можно больше вопросов, и отвечайте на них сами, тем самым показывая ребенку, как можно ответить на тот или иной вопрос. Например, "Что Кира хочет? Кира хочет поесть суп. Из чего Кира будет есть суп? Кира будет есть суп из тарелки. А чем кира будет есть суп? Кира будет есть ложкой. и т.д." это монолог одного актера, когда он говорит и за себя и "за того парня" очень важно, чтобы к 2 годам у ребенка появились жесты, кивки, это покажет вам момент когда можно начинать требовать у ребенка, что бы он вам ответил словами. Но не перегибайте палку со своими требованиями. В 2 года ребенок должен говорит основные часто употребляемые слова типа, мама, да, не (нет), дай, на, ди (иди, идем), и другие обозначающие родственников (баба, деда, дядя, папа и пр.), действия, которые наиболее часто выполняет ребенок (просьбы, требования, желания), названия предметов и животных которые часто видит ребенок. Он не просто должен их знать, но и уметь произносить в форме аморфных слов (ка-ка -конфета, би-би- машина, мя(мяу)- кошка и др. "вариации на тему")
ульяна
ульяна
Осваиваюсь

Оренбург, степной
Настроение : постоянный позитивчик
Сообщений : 85
Возраст : 42
Настоящее имя : Юлиана
Детки: : Илюшка 03.11.2005
Кирюшка 23.01.2009

http://center-bambino.ucoz.org

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ульяна Сб 20 Мар 2010 - 21:22

Вот начиная с 2,5 лет к речи ребенка предъявляются определенные требования. это происходит из-за того, что к этому возрасту происходит формирование определенных зон коры головного мозга, не вдаваясь в физиологические процессы, скажу, что мозг ребенка уже способен воспроизвести тот материал, который от него требуется. И если этого не происходит, тогда констатируется факт замедления процесса формирования коры головного мозга и очень часто назначаются препараты стимулирующие этот процесс (назначения делает только врач!!!).
Что нужно делать родителям: читайте и пересказывайте вместе с ребенком сказки, стихи. сочиняйте свои и инсценируйте их совместно со своим малышом. не бойтесь, что будет слишком много занятий. Ребенку в радость все,что он делает вместе с мамой или папой.
так же можно рисовать ребенку его любимых героев и истории, которые с ним происходят, при этом не забывая озвучивать каждый свой шаг (" а давай, я сейчас нарисую твоего любимого мишку" "Вот, смотри, мишка нашел шишку" "Шишка упала мишке в лоб", "откуда упала шишка?" "ГМ.." " А вот смотри шишки растут на елке, вот она" и т.д.)
Помните нет ничего лучше для развития речи ребенка как большой объем общения со взрослыми. И не только как пойди, нельзя, не мешай...
Начинайте учить с ребенком стихи.
1. стихотворение читает ребенку взрослый,
2. взрослый старается выучить сам[u] это стихотворение и только после
3. требует повторения вместе с ним это стихотворения от ребенка.
ульяна
ульяна
Осваиваюсь

Оренбург, степной
Настроение : постоянный позитивчик
Сообщений : 85
Возраст : 42
Настоящее имя : Юлиана
Детки: : Илюшка 03.11.2005
Кирюшка 23.01.2009

http://center-bambino.ucoz.org

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ульяна Сб 20 Мар 2010 - 21:39

по вопросам развития речи детей с 3 лет приведу выдержки из работы Ушаковой О.С
"Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

Речевое воспитание рассматривается в наших исследованиях как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Обучение языку мы рассматриваем не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей со сверстниками и взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важнейшей задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения."
"Речевое воспитание в дошкольном детстве является одной из центральных задач формирования личности ребенка-дошкольника. Исследователи, изучавшие разные аспекты языка, речи, речевой деятельности, четко дифференцируют эти понятия (Л.С. Выготский, Ф. Соссюр, Л.П. Якубинский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.М. Шахнарович). В свете их взглядов мы рассматриваем соотношение языка (как конкретной знаковой системы, существующей в определенном социуме) и речи (как конкретного процесса говорения, протекающего во времени и облеченного в определенную форму - звуковую или письменную). При этом под речью понимается как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое произведение)."
"Для построения речевого высказывания необходим целый ряд умений: быстро ориентироваться в условиях общения, планировать свою речь, выбирать содержание, находить языковые средства для его передачи. Именно здесь и вступает в силу "чувство языка", которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом содержании - это творческое комбинирование во всех смыслах"
"Устная речь, которой овладевают дошкольники, рассматривается психологами и лингвистами как одно из важнейших условий развития письменной речи."
"Смысловая связь между предложениями предполагает и грамматические средства ее выражения. Это цепная связь, которая отражает структурную соотнесенность предложений (лексический повтор, местоименная связь, синонимическая замена) и параллельная, при которой предложения сопоставляются или противопоставляются - в зависимости от лексического наполнения.

Одной из характерных особенностей детской речи является повтор, поэтому этот способ чаще всего используется детьми для связи предложений, и именно этому способу мы обучаем детей, начиная с младшего дошкольного возраста ("Это зайчик. Зайчику холодно" - лексический повтор. "Это зайчик, он прыгает" - местоименная связь. "Зайчик пушистый. Его зовут Пушок" - синонимическая замена)."
"По отношению к дошкольникам мы рассматривали устные тексты, существующие в разных речевых жанрах (типах высказывания), в которых отражается их зависимость от ситуации: описание, повествование, рассуждение. Лингвистическую характеристику этих типов высказывания можно представить следующим образом. Описание предмета или явления создает цельное представление об их признаках, качествах, свойствах, действиях. Все предложения в описании выполняют одно и то же коммуникативное задание - ответить на вопрос, каков предмет, поэтому они могут быть одинаковы по своему актуальному членению: темой или "данным" является предмет, ремой или "новым" его признаки. Знание способов рематического значения играет важную роль в обучении связной речи, внимание детей обращается на развитие синонимических форм в перечислении качеств и признаков предмета. В повествовании выделяется сообщение о развивающихся действиях и состояниях, в которых строго излагается последовательность развертывания сюжета. В рассуждении раскрываются причинно-следственные связи, доказательства, утверждения, объяснения, размышления, которые завершаются в форме логического вывода (Н.Д. Зарубина, О.Д. Митрофанова, Г.А. Золотова, Е.И. Мотина, Л.М. Лосева).

В чистом виде эти типы высказываний встречаются редко, а в речи дошкольников мы чаще всего имеем дело с контаминированными (смешанными) текстами, когда описание места, времени развертывания сюжета включается в процесс повествования, иногда описание или повествование дополняется элементами рассуждения. Самое главное, чтобы тексты любого типа были структурно выстроены и связаны семантически и синтаксически."
"Влияние словарной работы на развитие связной речи проявляется прежде всего в том, что обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания.

Слово рассматривается лингвистами как минимальная единица лексики, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании (Ю.С. Степанов). Лексические единицы входят в целую сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений - семантические поля. Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, из которых он выбирает слово, чтобы выразить свою мысль (В.А. Звегинцев). Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения, а в языке, благодаря действию различных ассоциаций, могут создаваться различные параллельные способы выражения мыслей.

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова отличается существенными чертами: в течение дошкольного детства осознание ребенком смысловой стороны слова проходит длительный путь развития..."
"Все исследования в той "или иной степени затрагивают вопросы развития творческих способностей детей, рассматривая их как сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоционально-волевых моментов. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) - в единстве содержания и художественной формы.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком, вводя в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности (А.Е. Шибицкая, Л.М. Гурович, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, А.И. Полозова).

С произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильные, связные, выразительные. Психологи связывают трудности развития словесного творчества со многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.)."
ульяна
ульяна
Осваиваюсь

Оренбург, степной
Настроение : постоянный позитивчик
Сообщений : 85
Возраст : 42
Настоящее имя : Юлиана
Детки: : Илюшка 03.11.2005
Кирюшка 23.01.2009

http://center-bambino.ucoz.org

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ульяна Сб 20 Мар 2010 - 21:45

и еще один текст , автора к сожалению не помню.
Развитие речи у ребенка
В этой работе мы поставили задачу показать, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и какие педагогические воздействия необходимы для того, чтобы обеспечить своевременное развитие речи маленького ребенка. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:

Первый предречевой период первого года жизни характеризуется подготовкой дыхательной системы к реализации голосовых реакций; «гуление», образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет, как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. Это происходит с 3 до 6 месяцев.

Второй период – образование речевых звуков в возрасте 6 месяцев и синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация; образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов; на втором году жизни – обогащение словами и произношение простейших речевых шаблонов.

Третий период – третий год жизни: обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; образование и автоматизация многочисленных речевых шаблонов; совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.

Четвертый период – четвертый год жизни. В этот период происходит обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в речевых шаблонах достигает 9-10; речевые цепи произносятся усиленно громко, что способствует укреплению речевых стереотипов, произношение слов учащается, в построении шаблонов дети впервые начинают использовать придаточные предложения.

Пятый период – пятый год жизни. В этом периоде онтогенетического развития речевой функции происходит дальнейшее обогащение словарного фонда, вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным.


Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками ("ладушки"), на слова "до свидания" машет ручкой.

Со второго полугодия (6-7 мес.) возникает новый тип общения между взрослым и ребенком – общение на основе понимания речи взрослого при ознакомлении ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его поведением. Общение на основе понимания отличается тем, что тождество между обращением и ответом разрывается. Форма обращения взрослого к ребенку не тождественна цели обращения, как это имеет место при эмоциональном общении. У ребенка надо вызвать ответ, который должен соответствовать не форме обращения, а его цели. Дальнейшее развитие понимания у ребенка состоит в о все большем отдалении форм обращения, которыми пользуется взрослый, от преследуемой обращением цели, пока ребенок не начинает выполнять соответственное движение и действие по одному только словесному требованию взрослого, т. е. Пока понимание не превращается в чисто речевое понимание.

Отличие понимания от эмоционального общения состоит в том, что целью обращения взрослого к ребенку является не установление эмоционального контакта с ним, а выполнение ребенком какого-либо движения, действия или, напротив, воздержание от него. В этих взаимоотношениях взрослый влияет на его эмоционально-волевую сферу. Эмоциональный контакт с ребенком и здесь необходим, так как положительное отношение к взрослому является для него основным мотивом его деятельности и ребенок очень охотно и радостно выполняет требуемое от него действие или движение. Выполнение действия или движения в условиях такого общения содержит уже элементы произвольности, так как ребенок производит это действие или движение не по собственному влечению, а по требованию взрослого.

Понимание речи является одним из важнейших этапов подготовительного периода в развитии детской речи. В понимании развивается смысловая сторона речи ребенка, которая на первых порах независима от развития его самостоятельной (звуковой) речи. Смысловое содержание – указание на какое-либо лицо или действие, предмет, дающее возможность сообщить что-нибудь собеседнику, - является специфической особенностью человеческой речи.

Основной предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является общение с окружающими. До сих пор мы разбирали непосредственное эмоциональное общение. Сейчас мы рассмотрим другой тип общения с ребенком, принципиально отличный от первого. Мы имеем в виду такое общение, которое направлено на какой-нибудь объект – лицо, предмет или действие. Только этот вид общения носит специфический характер человеческой речи. Речевое общение состоит из понимания чужой и самостоятельной речи.

Г. Л. Розенгарт-Пупко считает что, для развития у ребенка понимания речи требуется следующее.

1. В первую очередь приучить ребенка к общению по поводу него самого и другого лица, а также предмета и действия с ним. Этот тип общения развивается на втором полугодии.

2. Надо, чтобы ребенок первого года жизни не был безразличен к лицу и предмету, т. е. Показанный объект должен занимать какое-то место в его жизненной практике – это может быть близкий ребенку человек, интересная игрушка и т. п..

3. Этот осмысленный в совместной деятельности и в общении со взрослым объект (лицо, предмет, действие) должен быть взрослым соотнесен со словами – его названием.

4. Понимание речи как акт общения заключает в себе активное восприятие и ответ. Инициатива такого общения всегда на стороне взрослого. Однако не следует считать, что ребенок здесь пассивен, наоборот, восприятие речи является активным процессом. Но пока нет ответа со стороны ребенка, мы не можем быть уверенными в том, что он нас понял.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие предложения. Если его спросят :»Где кукла? Где часы?», ребенок поворачивает голову в сторону предмета или ищет его. Как показывают некоторые исследования, большое значение здесь имеет интонация, ситуация. И все же мы можем сказать, что начиная примерно с этого возраста у ребенка появляется элементарное понимание речи. В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием. Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

На 8-9 месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам. Его активность в этих случаях заслуживает одобрения и поддержки родителей. Он уже произносит удвоенные слоги: «ма-ма», «па-па». Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, живо реагирует и на это. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Стремление научить слову, конечно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активность ребенка. Однако внимательный анализ развития подражания у малыша позволяет выделить некоторые очень важные его особенности. По-видимому, несмотря на впечатляющую простоту обучения с помощью этого метода, прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации, при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка. Очень часто упорные попытки родителей добиться от своего малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8-10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию.

К 9 месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия ("садись", "пей", "дай ручку"). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. К 7 месяцам он повторяет отдельные слоги - лепечет. У каждого ребенка есть" свои! два-три слога, которые он произносит многократно и в разных сочетаниях. В 8 месяцев, повторяя за взрослым, произносит уже новые слоги, новые сочетания гласных и небных или губных согласных звуков, которые до сих пор не произносил. Благодаря этому звуковой состав лепета расширяется. Теперь свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми малыш сопровождает лепетом. Однако иногда, в период овладения новыми движениями и увлечения двигательной активности, возникают так называемые конкурентные отношения между развитие движений и лепетом. Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития ( не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком). Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата, речедвигательного анализатора.

При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые реакции у детей образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения.

Н. И. Красногорский подчеркивает, что при образовании слова решающее значение имеет звуковая сила слогов, из которых составляется слово. Ребенок в первую очередь выбирает и упрочивает повторением наиболее сильный акцентируемый слог в слышимом слове. Этот слог может быть первым, а нередко и последним в слове. После этого вводится в формирующееся слово относительно слабый, ранее опускаемый слог. Для нормального развития речи ребенка важно обогащение его словарного фонда путем общения с окружающими, исправление ошибок в произношении слов и тренировка в усвоении речевых стереотипов-шаблонов.

Таким образом, в процессе онтогенетического развития речи слово у ребенка постепенно начинает заменять условный раздражитель первой сигнальной системы и тем отвлекать его от действительности. В раннем детстве речевые связи немногочисленны, но с возрастом они обрастают все большим количеством связей с раздражителями первой сигнальной системы, что расширяет сферу влияния окружающей среды на словесные сигналы. Это сопровождается развитием правильного понимания ребенком смыслового значения слова при наличии постоянного корригирования его со стороны первой сигнальной системы.

Период лепетных псевдослов (9-10 мес. – 12-14 мес.).

В процессе операционного освоения цепей из сегментов восходящей звучности ребенок в конце периода раннего лепета переходит на более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Это обстоятельство благоприятствует скачку в развитии мотивационной сферы ребенка – скачку, который его мать стимулирует спецификой своего эмоционального поведения. Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, она систематически обращает его внимание на различные объекты окружающей деятельности и тем самым «метит» их, по выражению А. Н. Леонтьева, своей эмоцией. Ребенок усваивает эти эмоциональные метки предметов вместе с соответствующими им звуковыми образами. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки лепетных сегментов, он воспроизводит лепетные псевдослова, по форме все более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка. Наблюдения показывают, что первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций сменяются в 8-10 мес. цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя-тя-тя и т. п.); затем в 9-10 мес. появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом (тё-тя-те и т. п.) и, наконец, в 10-12 мес. появляются цепи из сегментов с меняющимися шумовыми началами (ва-ля, ма-ля, да-ля; па-на, па-па-на, а-ма-на, ба-ба-на и т. п.).

Примерно к концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более чем десяти слов, а пять слов, возможно, уже произносит самостоятельно. Ему лучше удается повторять за родителями отдельные слоги или целые слова. Родители должны продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним книжки с картинками и комментировать их простыми словами.

На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е. ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами. Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может осмысленно воспринимать простые команды. Невнятный лепет, которым изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12 месяцев, и его часто непонятная речь до полутора лет, которую можно приравнять к произнесению отдельных слов, должны всячески поощряться родителями, причем необходимо всегда отвечать на попытки ребенка пообщаться.

Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет жизни.

К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: «мама», «папа», «гав-гав», «би-би», «тик-так», «пи-пи» и др. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит «мама», когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе "Покажи, где лошадка" смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом постепенно усложняя задания. По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делают еще много ошибок.

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. Примерно после года у ребенка (при условии его нормального развития) начинает развиваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще «автономны», порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

На первом году жизни ребенок не может дать ответ в словесной форме, но ответ может выражаться в каком-нибудь движении или действии. Некоторые элементарные слова появляются к концу первого года. Для воспитания у него понимания надо развивать такой тип общения, в котором взрослый побуждает ребенка к выполнению различных движений, действий, к произнесению звуков. Такое общение строится на движениях, которыми он уже владеет: «встань», «сядь», «ложись» и т. п. Надо разучивать с ребенком различные новые движения по словесному предложению взрослого. Например, вызывать у ребенка 7-8 месяцев соответствующие движения рук на слова «ладушки», «до свидания», движения ножками на слова «топ-топ». Для того чтобы «разучить» с ребенком понимание названия какого-нибудь предмета, нужно вызвать у него движение к этому предмету.

Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна не просто сопровождать действие, а сделаться необходимым его звеном. Речь должна побуждать к действию, регулировать его, тогда только она воспринимается ребенком. Если даже ребенок умеет самостоятельно обращаться с чашкой и ложкой, но не приучен к общению, он не реагирует на обращение к нему по поводу этих предметов речь.

К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивать количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова можно, хорошо, плохо. Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь; в период от 9-10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай, на, бах, ав и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных ("лепетных") слов, которые несут смысловую нагрузку. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребенок еще много лепечет, лепетом сопровождает действия, движения. А словами он пользуется редко - при необходимости обратить на себя внимание, получить желаемое, выразить неудовольствие или радость, увидев что-то неожиданное, заинтересовавшись чем-либо. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растет словарь ребенка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев - 30, а к 2 годам - 300 слов. Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев увеличивается количество слов, произносимых правильно, т. е. ребенок уже может сказать не "ав-ав", а "собачка", хотя само произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Большое достижение в развитии речи детей - появление у них вопросов: "А это?" "Какая?", что говорит об уровне их познавательной активности.

В каких же ситуациях дети больше всего пользуются теми или иными речевыми реакциями? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных движений, словами - до 1 года 6 месяцев, в момент сильной заинтересованности, внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1 года 6 месяцев дети начинают пользоваться слова и во время игры, при этом их речь часто носит необращенный характер.

Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит к двум годам, хотя первые слова малыш может произнести и раньше. Овладение активной речью нередко имеет характер «взрыва» - еще недавно ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить невозможно. Некоторые ученые связывают такую внезапность возникновения активной речи с открытием ребенком того факта, что каждый предмет имеет свое название. Однако срок - 2 года - оказывается очень приблизительным для возникновения речи. Может быть, ни одно приобретение ребенка не имеет таких индивидуальных вариантов в сроках появления, как речь.

Особенно бурно его речь развивается в дошкольный период, даже несколько раньше, примерно с двух лет. Начиная с этого возраста, он быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. С каждым годом быстро увеличивается активный словарь ребенка.

В начале второго года звуки «ам» превращаются обычно в звуки «ням-ням». Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-ня», «дай-дай» и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос, хочет ли он «а-а», ребенок отвечает звуками «а-а», при этом тужится и всей мимикой выражает свое состояние. Характерной чертой этой речи является то, что она вначале возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из жестов, мимики и звука. Это еще не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы. Малыш зовет взрослого («мам», «няня», «тетя»), когда просыпается, когда желает, чтобы его взяли на руки, опустили на пол. Весь остальной контекст фразы выражается телодвижениями, жестами, мимикой.

Слова ребенок начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через два после того, как они стали произноситься в ответ на предложение или вопрос взрослого.

1 полугодие 2 года жизни.

Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений со взрослым. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый прием. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять ряд несложный поручений – выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.

Слово дает возможность ему запоминать, отождествлять и обобщать воспринимаемое. Эта деятельность имеет уже некоторые элементы произвольности. Ребенок выполняет предложение близкого взрослого только в том случае, если оно сделано ласковым тоном.

На втором году согласие или отказ выражается более четко и к тому же в речевой форме: «да», «не» («нет»).

Понимание ребенком смысла слова в своем развитии проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета тесно связывается у него с переживанием, с действием с данным предметом, с местом, где обычно находится предмет. Это приводит к тому, что он относит каждое понимаемое слово к широкому кругу различных предметов и действий, к целым ситуациям, которые связаны с предметом. Но с другой стороны, ребенок не умеет еще обобщать в слове однородные предметы, отличающиеся друг от друга по размеру, по материалу и т. п.

В начале второго года звуки «ам» превращаются обычно в звуки «ням-ням». Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-ня», «дай-дай» и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос, хочет ли он «а-а», ребенок отвечает звуками «а-а», при этом тужится и всей мимикой выражает свое состояние.

Характерной чертой этой речи является то, что она вначале возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из жестов, мимики и звука. Это еще не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы.

На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ребенка достигает 200-400 слов. Некоторые дети слова произносят неправильно: одни звуки заменяют другими, искажают слова, многие слова произносят непонятно, например: дять буку (дай булку), титети (конфеты).

Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, - долгожданное событие в семье, большая радость для родителей. Ребенок, который понимает обращенную к нему речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов..." (К. Д. Ушинский, Собр. Соч., т. 2, М.-Л., изд-во АПН РСФСР, 1948, стр.560) Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, - долгожданное событие в семье, большая радость для родителей.

Подражание приобретает осмысленный и целенаправленный характер. В это время дети начинают самостоятельно копировать то, что слышат вокруг. Появлению собственной речи предшествует возникновение понимания. Как известно, ребенок проявляет способность понимать обращенные к нему слова задолго до возникновения самостоятельной речи. Накопляемый им запас слов так называемый пассивной речи как бы прокладывает путь к последующему самостоятельному пользованию этими словами.

Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступает разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам. В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела делают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. Во второй половине второго года жизни ребенок начинает задавать вопросы: «Что это?», «А что это?» или просто - «Это?».

К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию - использоваться как средство общения с окружающими и прежде всего взрослыми. Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны: это и просьба в чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих желаний. Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.

Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Им интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают. После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его.

С 2-3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы, «разговаривать» по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов.

Когда ребенок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничиться тем, что ребенка просят показать тот или иной предмет на картинке, например: где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост? Где колеса? В приведенных примерах обе картинки (кошка, машина) эмоционально приняты ребенку, что составляет важное условие его заинтересованности.

При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребенка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к активизации мышления и наблюдательности ребенка. Чем полнее и отчетливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название.

К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года - 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени, так как здесь многое зависит от условия речевого общения в определенной семье и от условий, в которых он живет. Кроме того, играют роль врожденные или наследственные факторы, такие, как тип нервной системы, динамичность нервных процессов или незначительные отклонения в сфере чувственного восприятия. Но и приобретенные факторы (речевые навыки, наблюдательность и т.д.) имеют большое значение. Все эти факторы, как врожденные, так и приобретенные, взаимно влияют друг на друга, и их действенность во многом зависит от того, насколько благоприятными для развития ребенка будут условия в семье и в детском дошкольном учреждении. Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в два года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.

Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, это может затормозить процесс овладения речью ребенком.

Надо всегда поправлять малыша, если он делает ошибки в речи. Для этого надо правильно повторить предложение, произнесенное ребенком с ошибками, и при этом не настаивать, чтобы он снова повторил его, теперь уже правильно. Конечно, правильно произнесенное слово правильно и запоминается. Однако, если постоянно принуждать малыша повторять правильные образцы, можно обескуражить его и привить ему комплекс боязни неправильного произношения.

Шаг за шагом малыш усваивает новые слова и их грамматические формы, а помощь родителей может быть очень эффективной, если они используют любую возможность, чтобы в доступной форме рассказать ребенку об окружающем его мире. К концу третьего года жизни большинство детей уже может вести беседы и связано рассказывать о простых событиях.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», - объясняет воспитателю мальчик двух лет шести месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют», «Это растет на грядке. Морковочка это».) Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложные рассказы взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются взаимоотношения между понимание и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса.

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед»).

Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения.

В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? гда? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование
ульяна
ульяна
Осваиваюсь

Оренбург, степной
Настроение : постоянный позитивчик
Сообщений : 85
Возраст : 42
Настоящее имя : Юлиана
Детки: : Илюшка 03.11.2005
Кирюшка 23.01.2009

http://center-bambino.ucoz.org

Вернуться к началу Перейти вниз

Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом) - Страница 3 Empty Re: Ребенок не складывает слова в предложения(обсуждаем с консультантом)

Сообщение автор ульяна Сб 20 Мар 2010 - 21:55

продолжение ...

В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? гда? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи - о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.

Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.

На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.

Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько свообразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: "зяйка" (зайка), "пизяма" (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно ("лиса"), в другом - неправильно: "повзет" (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: "балабан" (барабан), "Зеня" (Женя). Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.

Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. У ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены («Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют надежные окончания («Мама «окны» моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания –ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – «ручков»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц. У некоторых детей появляются звуи позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими : звук ш звуком с («суба» вместо шуба) и т.д.

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь точно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна его сторона произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

К 5-6 годам – примерно 3000 слов. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит «намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р.

Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

На шестом году жизни ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

Развитие речи ребенка на 6 году жизни.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком.

Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Развитие речи ребенка на 7 году жизни.

У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что «ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений» Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания».

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Удачи! Хочется надеяться, что этот материал будет интересен и полезен для вас.
ульяна
ульяна
Осваиваюсь

Оренбург, степной
Настроение : постоянный позитивчик
Сообщений : 85
Возраст : 42
Настоящее имя : Юлиана
Детки: : Илюшка 03.11.2005
Кирюшка 23.01.2009

http://center-bambino.ucoz.org

Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 3 из 3 Предыдущий  1, 2, 3

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения